Мир фаст-фуда и галереи

interactive-street-art-14

Однажды я давал интервью английскому сайту, и меня спросили, что я думаю о современном «галерейном бизнесе». У меня есть опыт участия в выставках в России и в Европе, и, немного задумавшись, я ответил: «Он входит в кризис».

Сразу оговорюсь — я живописец самых традиционных взглядов, поэтому мое мнение безусловно ангажировано. 

Постараюсь объяснить. Раньше — ну, возьмем лет 100-150 назад — каждая выставка была событием. Событием с большой буквы. Новинки именитых художников отслеживали критики, коллекционеры, да и просто светское общество — надо же было о чем-то говорить на званых вечерах… Так вот: пропустил такое Событие — и уже как бы не в теме. Моветон. Salon de peinture et de sculpture в Париже — это же целая эпоха!

Или выставки одной картины, когда никто не знал, что покажет художник: зрители с волнением ожидали торжественного момента, когда же с картины снимут покрывало, и они наконец-то смогут впервые лицезреть новый шедевр. Или провал. Зато будет повод потом распускать слухи  и говорить, что тот или иной художник «сдулся». Беспроигрышная тема, чтобы клеить светских дам и производить впечатление настоящего «gentilhomme».

А сейчас? А сейчас у нас есть интернет. И люди могут просмотреть тысячи картинок на своем мониторе, не поднимая афедрона со стула. Живопись обесценивается. Я в интернете заранее вижу то, что будет выставлено в галерее. Нет, конечно, я как художник прекрасно осознаю ту пропасть, которая лежит между «посмотреть с монитора» и «посмотреть вживую», но я-то художник. А коллекционеры? Это часто бизнесмены с расписанием на год вперед до минуты. Идти на выставку? Да проще глянуть фотку, и, если понравится — послать водителя забрать картину или попросить художника приехать… Обычный зритель, без притязаний на покупку? Который в кругу друзей-энтузиастов раз в неделю обсуждает новости искусства? Всё смотрит в интернете. Во всяком случае, тенденция такая. Может, кто отзывы почитает и потом чужими словами будет умничать…

У традиционных форм искусства зрителей в галереях становится всё меньше. А галереям надо выживать, зарабатывать деньги. Вот поэтому сейчас востребовано интерактивное искусство, например: висит картинка, а ты должен встать рядом — типа ты объект искусства, без которого картинка не имеет смысла,  — сделать селфи  и тут же разместить в инстраграм.

china_interactive_exhibition_09

Ну или чего посложнее. Не важно. Важнее то, что, когда ты приносишь в галерею картину, которая писалась полгода, а то и больше, тебе с большой долей вероятности могут сказать: «Уходи-ка ты домой, да лицо своё умой». Потому что пишешь ты картину полгода, а зритель фаст-фуд культуры пролистывает её на мониторе за две секунды .

Это я, конечно, про общие тенденции. Дна-то мы ещё не достигли. Хотя стремимся туда с головокружительной скоростью…

Оставьте комментарий